Воскресенье, 28.04.2024, 02:24

По странам и континентам

Категории раздела
Погода
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 96
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Волга - великая русская река

Тема урока:  «Волга – великая  русская  река»

 

Цель урока:  - формировать знания о р. Волге, как о  природно-территориальном

                         комплексе Русской равнины, особенностях её природы;

                      - показать  красоту великой русской реки и приволжских городов;

                      -  раскрыть возможности учета особенностей ПТК для хозяйственного

                         освоения территории;

                      - формировать умение работать с картой.

 

Оборудование: физическая карта Европейской части России; контурные карты,

                           компьютер, диапроектор, экран; СД- диск с презентацией

                           «Путешествие по реке Волге».

 

Заранее ученикам даётся задание: найти информацию с помощью справочников, интернета, энциклопедий о российских городах: Твери, Угличе, Ярославле, Костроме, Н.Новгороде, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Волгограде, Астрахани, Астраханском заповеднике и  народных промыслах.

Также были даны задания:

Туристическому агенту:

1.     Определить маршрут, его протяженность.

2.     Через какие природные зоны проходит маршрут.

3.     Ландшафты русской реки.

4.     Места на Волге, связанные с историческими событиями или известными людьми.

5.     Великие и знаменитые люди, проживающие или проживавшие на Волге.

Гидрологу:

1.     Бассейн реки и её притоки.

2.     Характер течения, источник питания, режим реки

3.     Гидрологические особенности реки.

 

Экологу:

1.     Природа /биологические ресурсы/.

2.     Экологические проблемы, связанные с использованием волжской воды и биологических ресурсов.

3.     Заповедники и национальные парки.

 

Учителем  также с помощью интернета, энциклопедий и др. справочных материалов создается компьютерная презентация «Путешествие по реке Волге».

 

 

Ход и содержание урока:

 

     Старшим туроператором /учителем/ ставится цель перед учениками:

- Мы рады приветствовать вас в нашей туристической фирме «Лоцман путешествий» и хотим предложить Вам замечательный тур по нашей любимой, родной, великой русской реке Волге. Сейчас наш турагент ознакомит Вас с маршрутом путешествия.

 

После выступления турагента, которое сопровождалось показом слайдов из презентации под песню в исполнении  Людмилы Зыкиной «Течет река Волга», слово по очереди предоставляется гидрологу и экологу.

Затем по ходу путешествия /по мере продвижения по реке/ мы посещаем города:

Тверь, Углич, Ярославль, Кострому, Н.Новгород, Казань, Ульяновск, Самару, Саратов, Астрахань. Всё это сопровождается выступлениями учащихся /кратким сообщением о данном городе/ и показами слайдов из презентации. Уч-ся отмечают на контурных картах города на Волге о которых идет речь.

В г. Казани делаем остановку:

 - Так как Казань является столицей Универсиады 2013 года, то и мы здесь сделаем остановку и займемся физкультминуткой  /в качестве физкультминутки проводится игра  «Флюгер»/.

- Заканчивается наше путешествие посещением Астраханского государственного заповедника /слайды, сообщение уч-ся/.

    Если остается время /так как время ещё зависит и от того как быстро дети говорят, какие подготовили сообщения, маленькие или большие/, нужно предложить учащимся вспомнить, как поэты, писатели отражали свои впечатления о Волге в своих произведениях. Зачитать отрывки из произведений.  Или дать заранее детям задание подготовить отрывки  из прозы, стихи и т.д.

 

Старший туроператор: - Ну вот и закончилось наше заочное путешествие по Волге. Надеюсь вам очень понравилось и вы ещё обратитесь к нам за путевками. Мы сможем предложить Вам ещё различные туры как по нашей стране, так и за рубежом.

 

 

 

 

Карта маршрута

путешествия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст к слайдам презентации «»Путешествие по реке Волге»

 

Волга(в древности назыв.Ра, а в средние века Итиль) крупнейшая река в Европе, нов России находится на 5 месте после  Сибирских рек и Амура. Это самая полноводная река Русской равнины. Она берет начало около деревни Волговерховье на Валдайской возвышенности. Течет она Восток, а затем поворачивает на юг. И у г. Волгограда разделившись на протоки поворачивает на юго- восток и плавно несет свои воды в Каспийское море.

5-9. Волга типичная равнинная река. Течение её и до постройки платин было спокойным, величавым. Раньше было много перекатов, встречались на водном пути и пороги, которые затрудняли судовождение. Теперь они глубоко под водой, а память о них сохранились лишь в преданиях, названиях прибрежных сел.

10-11. На Волге построены несколько ГЭС, дающих дешевую энергию, а плотины запрудили волгу, образовав крупные водохранилища. Ниже г.Н.Новгород трудно найти настоящую Волгу до самого Волгограда. Вы поплывете по волжским морям- водохранилищам– Чебоксарскому, Куйбышевскому, Саратовскому, Волгоградскому, Волжскому.

13-14. На пути из центра Русской равнины к Каспийскому морю мы можем наблюдать разительную смену ландшафтов на берегах Волги. От истока до Н.Новгорода она протекает по зоне южной тайги, леса здесь сохранились далеко не везде, да и внешне они сильно изменились за последнее время. Ниже устья Оки крутые обрывы высокого правого берега покрыты пышными широколиственными лесами, в которых много дуба, липы, клена. На низком песчаном левобережье все ещё преобладают сосны,  высоким частоколом возвышающиеся над водой. За Казанью появляются обширные безлесные участки, начинается зона лесостепи, которая тянется до Жигулевских гор.

15. Особый облик имеют ландшафты волжской поймы. Раньше она широкой – до нескольких км  - полосой окаймляла реку. Теперь она большей частью оказалась затопленной водами водохранилищ. Единственный крупный участок – так наз. Волго – Ахтубинская пойма – сохранилась в нижнем течении реки. Это своеобразный мир ивовых лесов, камышовых зарослей и сырых заливных лугов.

16-17. Низкий левый берег традиционно называют луговым. Раньше вовремя весеннего половодья его заливало на несколько км. После схода воды она покрывалась высокими травами и на этих лугах паслись тучные стада.

18-19. Волгу перекрывают многочисленные мосты, соединяющие право – и левобережье.

20. Волга судоходна на протяжении 3200 км от г Ржева и Каспийского моря.

21. Это прекрасное место отдыха. Начиная со второй половины июня погожие солнечные дни волжская вода может прогреваться до +20 – 25 градусов. На мелководьях до +30.  Песчаные пляжи будут встречаться практически на всем протяжении нашего маршрута.

22.  Волга соединяется с Москвой рекой каналом им. Москвы, с Балтийским Морем – Волго-балтийским водным путем, С Белым морем – Северо-Двинская водная система, и Беломорско-Балтийским каналом, с аАовским и Черным морями – Волго-Донским каналом.

 

23 и дальше читать по слайдам.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: хозяйка (24.12.2010)
Просмотров: 6636 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 2.3/3
Всего комментариев: 5
5 Игорь  
0
Волга по полноводности даже в десятку крупных рек России не входит (до слияния с Камой). И насчет великой реки вы погорячились)

4 Matt Sobchak  
0
Восхищает и положительно настраивает факт, что преподаватель использует большое количество технических материалов и средств( слайды, компьютер, карты географические, карты контурные, диапроектор, экран, диски, раздаточный материал). На уроке также используются проектные технологии- мультимедиа, мозговой штурм, рефлексия, самостоятельная работа учащихся,презентация, игровые технологии.

3 русяев георгий  
0
Познавательно.

2 Русяева Ольга  
0
Презентация замечательная. Задействовано большое количество информации, техники, современных методов проведения урока, такие как беседа, игра, мозговой штурм, слайды шоу, наглядные пособия, музыкальные произведения,физкульт минутки,сформированы знания учащихся о р. Волге, как о природно-территориальном комплексе Русской равнины, особенностях её природы.

1 Тинувиэль Александра  
0
Браво, браво. Нет слов . Восхищение и преклонение перед Вашим мастерством, уважаемый педагог. Здесь и элементы фольклора, эстетики, этики, воспитания, творчество, народно- прикладное искусство, история, география,литература. Как же многогранен Ваш урок. Сколько знаний дал он ребятам?. Считаю, что Вы заслуживаете самой высокой оценки.

Имя *:
Email *:
Код *: